Навигация |
Древность в наши дни, мифы, легенды, сказки о другой человеческой расе, основавшей цивилизацию на заре времен.
|
|
|
|
|
Главная Информация Вологодская иконопись |
05.05.2009 |
pHappykg:#32;? Новая страница: «'''Волого{{подст:ударение}}дская и{{подст:ударение}}конопись''' — стиль и школа [[ико…»/p
hr /
div'''Волого?дская и?конопись''' — стиль и школа [[иконопись|иконописи]], сложившиеся в XIV—XVI веках в [[Вологда|Вологде]] и на близлежащих территориях.br /
br /
=== История ===br /
Время возникновения собственной иконописной культуры в Вологде достоверно не установлено и определяется в интервале XIII—XV веков. Известно, что храмы и монастыри в Вологде и на близлежащих территориях (которые вначале не имели административного наименования, позднее вошли в состав [[Великое княжество Московское|Великого княжества Московского]]) существовали с XII века, однако об их художественном оформлении известно мало.br /
Исторические и культурные корни вологодской иконописи происходят, вероятно, из ростовской земли, к Ростовской епископии относились храмы в поселениях на берегах [[Шексна|Шексны]], нижней [[Сухона|Сухоны]] и в [[Заозерье]]. Вологодские иконы конца XIV — начала XV веков наиболее напоминают среднерусские памятники византийской ориентации, примерами могут служить [[Зырянская Троица]], Житийная икона [[Косьма и Дамиан|мучеников Косьмы и Дамиана]].br /
Древнейший из сохранившихся памятников, найденных на территории современной Вологодской области, «[[Богоматерь Умиление Подкубенская]]», по-видимому, относится к XIV веку. В то же время памятники XIII—XV веков, происходящие из древних новгородских «волостей» — Обонежья, Ваги, Вологды, обнаруживают связь с новгородской иконописной школой, например, Богоматерь Одигидрия из Входоиерусалимской церкви в [[Каргополь|Каргополе]], деисусный чин собора Покровского Глушицкого монастыря.br /
На рубеже XV—XVI веков, когда [[Белоозеро]], [[Вологда]], [[Великий Устюг|Устюг]] и [[Заозерье]] вошли в [[Вологодское княжество]] в составе Великого княжества Московского, вологодская иконописная культура испытала сильное влияние московской школы: среди примеров — иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконы [[Дионисий|Дионисия]] и иконописцев его мастерской для Павло-Обнорского и Ферапонтова монастырей.br /
К XVI веку формируется местная школа, несущая черты народности: например, Успение из Горнего монастыря в Вологде.br /
К середине XVI века Вологда становится одним из крупнейших русских городов, процветающим торговым центром, и фактически — главным городом Великопермской епархии с активным храмовым строительством. Вологодская иконопись достигает своего расцвета. Окончательно оформляется своеобразный вологодский стиль письма.br /
br /
=== Стиль (письмо) ===br /
lt;blockquotegt;Утончённость и классическая правильность рисунка, изысканность колористического решения обнаруживают связь с московскими художественными традициями дионисиевского времени и первых десятилетий XVI века, а также с местными произведениями этой эпохи - иконами праздничного чина из собраний А. В. Морозова, И. С. Остроухова и Б. Ханенко, которые, очевидно, были написаны в Вологде. Вместе с тем преобладание холодных, высветленных, чуть блеклых тонов в одеждах и архитектурных деталях, связанное, вероятно, с использованием местных пигментов, придаёт этим иконам неповторимый, легко узнаваемый облик. Столь же узнаваемы яркое золото фонов и преобладающий фон личного письма - плотная золотистая охра, заметно отличающаяся по оттенку от той, что использовалась в московской и новгородской иконописи XVI столетия. Своеобразие вологодских памятников проявлялось и в сохранении свободного, подвижного рисунка и тонких, полупрозрачных слоев краски в доличном письме, которые были характерны для местной живописи более раннего времени.lt;refgt;Иконы Вологды XIV-XVI веков. - М.: Северный паломник, 2007. ISBN 978-5-94431-232-7lt;/refgt;lt;/blockquotegt;br /
=== Основные центры иконописи и художественной культуры ===br /
Устюжна на Мологе, Череповецкий Воскресенский монастырь на Шексне, Белоозеро и Кирилло-Белозерский монастырь в верховьях Шексны, Колмогоры на новгородском Севере, Вологда, Тотьма и Великий Устюг в бассейне Сухоны, Сольвычегодск на востоке.br /
br /
br /
=== Местные святые ===br /
br /
Кирилл Белозерскийbr /
Стефан Пермскийbr /
Димитрий Прилуцкийbr /
Прокопий Устюжскийbr /
br /
br /
=== Местночтимые иконы ===br /
br /
=== Основные собрания ===br /
br /
=== Противоречия ===br /
Передача икон в Кирилло-Белозерский монастырь для восстановления иконостаса церкви из села Бородава (церковь перенесена на территорию монастыря).br /
br /
== Примечания ==br /
{{примечания}}/div Read more at: . |
Последнее обновление ( 05.05.2009 )
|
|
|
|
|
|